1. Умные дороги – 2030
Цель проекта – создание интеллектуально-технологической платформы, синхронизирующей социально-экономическое развитие приоритетных кластеров региона на основе модернизации дорожной инфраструктуры.
Суть платформы заключается в принятии оптимальных решений по развитию и модернизации дорожной сети в зависимости от потребностей приоритетных региональных кластеров. «Умная» информационно-мониторинговая дорожная инфраструктура позволит увеличить объемы автомобильных перевозок согласно темпам развития кластеров ресурсной и сырьевой экономики.
Ожидаемые эффекты от реализации проекта позволят в рамках приведения дорожной сети Омской области к нормативному состоянию получить синергетический эффект за счет развития межкластерного взаимодействия; за счет снижения себестоимости перевозок, времени пребывания груза и пассажиров в пути и других социально-экономических эффектов.
Эффектами для дорожной отрасли являются новые технологии строительства дорог для инновационного транспорта с обеспеченной для него инфраструктурой, а также внедрения «зеленого» дорожного строительства.
Применение золошлаковых и шлаковых отходов металлургии и энергетического сектора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог регионального значения субъектов Российской Федерации.
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ) проводит исследования и разработки по использованию золошлаковых отходов (ЗШО) в строительстве, что является актуальной задачей в соответствии с энергетической стратегией России. При сжигании угля образуется значительное количество ЗШО, которые в настоящее время захороняются на мощных гидротехнических сооружениях, занимая значительные территории и усугубляя экологические проблемы в городах.
СибАДИ имеет значительный опыт исследования ЗШО для их использования в строительстве на протяжении более 40 лет. Они разработали методические рекомендации по применению золы-уноса и золошлаковых смесей от сжигания угля в дорожном строительстве. При научно-техническом сопровождении специалистов СибАДИ были построены две крупные развязки в Московской области, где земляное полотно было отсыпано из ЗШО высотой до 12-15 метров.
Ученые автомобильно-дорожного университета проводят работы по сопровождению проектирования и строительства объектов с использованием ЗШО, определению их физико-химических свойств и разработке оптимальной технологии использования конкретных видов ЗШО. Также являются экспертами в Межведомственной рабочей группе, занимающейся устранением законодательных ограничений в области использования золошлаков.
Использование ЗШО в строительстве имеет большой потенциал для решения проблемы утилизации этих отходов, снижения негативного влияния на окружающую среду и создания устойчивой инфраструктуры. Работы, проводимые учеными СибАДИ, способствуют научному развитию и практическому применению эффективных технологий использования ЗШО в строительстве.
Автоматизированная транспортная система «Нерегулируемый пешеходный переход» разработанный совместно специалистами ФГБОУ ВО «СибАДИ», ООО «ЭкоМи» и ПАО «Электроточприбор» г. Омск
Проект Автоматизированная транспортная система «Нерегулируемый пешеходный переход» (АТС «НПП») разработанная совместно специалистами ФГБОУ ВО «СибАДИ», ООО «ЭкоМи» и ПАО «Электроточприбор» г. Омска получила патент на изобретение. Эта система предназначена для заблаговременного оповещения водителей о наличии пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе, что обеспечивает повышение безопасности дорожного движения на нерегулируемых пешеходных переходах.
Социальная значимость проекта заключается не только в создании новых рабочих мест на предприятиях Омска, где производится АТС «НПП», но, прежде всего, в сохранении жизни и здоровья граждан. Это безусловный приоритет, подтвержденный национальными проектами Российской Федерации.
Проект находится на стадии внедрения. В 2021 году запланирован ввод в опытную эксплуатацию 3-х АТС «НПП» в г. Омске и Омской области.
Срок окупаемости. Вложенные инвестиции окупятся после установки 20 систем, дополнительные вложения не требуются.
Автоматизированная транспортная система «Нерегулируемый пешеходный переход» представляет собой инновационное решение, которое поможет снизить количество аварий на нерегулируемых пешеходных переходах и улучшить безопасность дорожного движения. Проект имеет большой потенциал для расширения и применения в других регионах России, внося значительный вклад в безопасность и благополучие граждан.
2. Системы высокоточного позиционирования и управления строительными машинами
Использование современных строительных машин, позволяющих обеспечить высокую эффективность рабочих процессов, приводит к увеличению скоростей строительства и уменьшению, при этом, издержек. В связи с этим, актуальным является развитие систем высокоточного позиционирования и управления этими машинами.
Глубокий анализ специфики рабочих процессов строительных машин позволит разработать математические модели систем и алгоритмов управления ими. На основании полученных данных планируется разработка систем поддержки принятия решений при управлении роботизированными комплексами строительных машин, а также многоканальных систем связи комплекса строительных машин. Реализация проекта позволит создать отечественные системы на основе BIM-технологий. Новая отрасль производства систем высокоточного позиционирования строительных машин позволит обеспечить информационную безопасность позиционирования транспортных сооружений РФ. Новые решения, созданные в рамках проекта, позволят подготовить современный инженеров соответствующих направлений как в формате высшего образования, так и в рамках профпереподготовки.
Беспилотный дорожно-строительный комплекс для уборки пешеходных зон.
Для создания комфортной среды проживания в настоящее время реализуется концепция «умный город», которая подразумевает внедрение информационно- коммуникационных технологий для эффективного ведения городского хозяйства. Для качественного обслуживания жилых массивов и пешеходных зон городов будущего необходима техника, которая сможет сочетаться с концепцией «умного города» и будет работать автономно.
Проект нацелен на разработку требований к современным беспилотным комплексам, предусматривающих безопасное взаимодействие машин с прохожими, обеспечение их комфорта, на определение оптимальных параметров и разработку компоновочной схемы с учетом специфики рабочих процессов комплекса, создание алгоритмов движения автономной машины по сложной поверхности с учетом необходимой траектории, территориальных границ и условий окружающей среды, а также программного обеспечения и системы управления рабочими процессами дорожно-строительного и коммунального комплекса. Результаты проекта позволят обеспечить обучение и повышение квалификации по направлениям робототехники.
3. Технология автоматизации онлайн мониторинга работоспособности устройств железнодорожной энергетики
Назначение технологии: обеспечение требуемой работоспособности сложных динамических систем с помощью автоматизации онлайн мониторинга. Существующие системы мониторинга динамических систем в условиях перехода на новый технологический уклад не обеспечивает требуемого быстродействия, функциональности, не обладает достаточной надежностью предсказаний работоспособности сложного оборудования. ВНЕЗАПНЫЕ ОТКАЗЫ ПРОИСХОДЯТ С НЕДОПУСТИМОЙ ЧАСТОТОЙ.
Решение: Вывод на рынок автономного универсального диагностического модуля с автоматической настройкой.
Цифровые технологические данные объектов железнодорожной энергетики мощностью более 100 МВт обрабатываются в реальном масштабе времени; Предлагаемые технические и технологические решения пригодны к масштабированию.
В регионе создано производство для реализации предлагаемых технологий, предлагаемые технические и технологические решения пригодны к масштабированию, реализован DATA-центр для сопровождения предлагаемых технологий.
1pager-2021-11-26 Цифровой эксперт железных дорог
5. ЭкоПрокат велосипедов из переработанных пластиковых бутылок
В Омском государственном техническом университете разработали велосипед CareBike BIO обладающий футуристичным дизайном. Этот велосипед представляет собой пример нового подхода к производству, где основной акцент сделан на оптимизации процессов и использовании вторичных материалов.
Главной концепцией велосипеда является эффективное использование перерабатываемых полимеров PET в процессе изготовления рамы, осуществляемого методом литья. Этот инновационный подход позволяет сократить процесс производства на 75%, что делает продукт доступным и снижает затраты на его изготовление. Благодаря использованию этого метода, не требуется сварка, покраска и подготовительные работы, что значительно упрощает производственный процесс.
Рама, изготовленная из переработанных материалов, обладает прочностью и долговечностью, не подвержена сколам и коррозии, и может быть впоследствии подвергнута вторичной переработке. Этот экологически дружественный велосипед становится визитной карточкой города, проявляющего заботу о окружающей среде.
другие направления
Ракетно-космическая техника